Категория: Психология семьи

 

Об образовании,

отрывки из книги «Проблемы человечества» А. Бейли.

 

shkolaЭта проблема, бесспорно, самая безотлагательная из всех, стоящих перед человечеством в наше время. Будущее расы находится в руках молодых людей. Они – родители будущих поколений и инженеры, которые должны создать новую цивилизацию. То, что мы делаем с ними и для них, имеет громадное значение; наша ответственность велика, а благоприятная возможность сейчас уникальна.

 

Именно в детях гарантия того, что мир может быть восстановлен и – если мы извлечем уроки из прошлого и из его ужасных последствий в нашей жизни – перестроен по-новому, с новыми задачами и стимулами, с хорошо продуманными целями и тщательно выверенными идеалами.

Это в основном должна быть работа образования.

 

До сих пор прилагалось мало усилий, чтобы сопоставить потребности будущего и нынешние методы образования. <…>

 

Сейчас настал день, когда практические мистики, люди с высоким ментальным развитием, а также с духовным видением, займутся этой работой, обеспечивая тем самым такую подготовку, которая позволит молодежи любой нации гармонично вписаться в картину мира.

 

Начнем с осознания того, что наши системы образования не были адекватными; они потерпели неудачу в подготовке детей к правильной жизни; они не обучали способам мышления и действия, которые приводили бы к установлению правильных человеческих отношений – отношений, столь необходимых для счастья, успеха и обретения всестороннего опыта в любой сфере человеческой деятельности.

 

Лучшие умы и самые светлые головы в области образования постоянно поддерживали эти идеи; прогрессивные деятели образования прилагали определенные усилия к тому, чтобы избавляться от пережитков и внедрять новые методы; но эти люди еще так немногочисленны, что их работа малозаметна. Следует понять, что, если бы образование, получаемое молодежью в течение нескольких последних столетий, было иным, то мировой войны, возможно, никогда бы не произошло.

 

Возник вопрос: не являются ли несостоятельность наших систем образования или некомпетентность церквей базовыми причинами, порождающими все прочие?

 

Давайте же признаем, что страны, которые по-прежнему практикуют старую систему обучения, могут представлять опасность не только для себя, поскольку, увековечивая устаревшие, негодные методы, они угрожают другим странам, которые, к счастью, способны изменить свои образовательные институты и нащупать лучший способ подготовки молодежи к целостной жизни. Образование – это глубоко духовное предприятие. Оно затрагивает всего человека, включая его божественный дух.

 

Для будущего мира нет иной надежды, кроме как на человечество, которое признаёт существование божественности, пусть и отвергая при этом теологию, признаёт присутствие живого Христа, не приемля при этом человеческие интерпретации Его и Его вести, и подчеркивает верховенство человеческой души.

 

Давайте признаем тот очевидный факт, что в каждом человеке заложено особое качество, внутреннее неотъемлемое свойство, которое можно назвать «мистическим восприятием». Это свойство подразумевает бессмертное, хотя подчас и неосознаваемое чувство божественности; оно включает постоянную возможность видеть мир души и соприкасаться с душой, улавливать (во все возрастающей мере) природу вселенной. Оно позволяет философу осознавать мир смысла и – благодаря достигнутому восприятию – прикасаться к Реальности. А кроме всего прочего, это способность любить и идти к тому, что относится к не «я». Она дарует умение улавливать идеи.

 

История рода человеческого – это, по существу, история последовательно происходящего осознания всё более высоких идей и роста решимости человека жить ими; попутно нарабатывается способность ощущать неизвестное, верить в недоказуемое, стремиться, искать и требовать откровения того, что является тайной и что – столетие за столетием, благодаря требовательному исследовательскому духу – всё-таки открывается. Это способность распознавать прекрасное, истинное, благое и посредством творчества в искусстве доказывать их существование.

 

Именно эта врожденная духовная способность создала всех великих Сынов Божьих, всех по-настоящему духовных людей, всех художников, ученых, гуманистов и философов, всех, кто самоотверженно любит своих собратьев.

Вот основа для оптимизма и мужества всех истинных педагогов, и вот истинный мотив всех их усилий.

 

Тот мир, который знали люди старше сорока лет, рухнул и быстро исчезает. Старые ценности влекут всё меньше, и то, что мы называем «цивилизацией» (цивилизацией, казавшейся столь прекрасной), угасает. Некоторые этому рады. Другие считают бедой.

 

Цивилизацию можно определить как реакцию человечества на побуждающие к достижению определённой цели воздействия конкретного мирового периода с присущим этому периоду типом мышления. В каждой эре какая-то идея функционирует и выражает себя как в расовом, так и в национальном идеализме. Такая базовая идея создавала в течение столетий наш современный мир. Этот мир – материалистический, и цель его – физический комфорт. Наука и искусство проституировались, чтобы обеспечить человеку комфортабельное и по возможности красивое окружение; все дары природы привлекались для того, чтобы снабжать человечество вещами. Назначение образования состояло, чаще всего, в таком оснащении подростка, чтобы он лучше своих сограждан «умел жить», накапливал собственность и был как можно более респектабельным и успешным.

 

Такое образование толкало к соперничеству, являлось преимущественно националистическим и потому обособляющим. Детей воспитывали так, чтобы они превыше всего ставили материальные ценности, верили, что их нация выше других, что остальные нации – второстепенные. Это питало гордость и воспитывало веру подростка в то, что он, его группа и его нация намного выше других людей и народов. Такая ситуация сохраняется до сих пор.

 

Подростка по-прежнему воспитывают односторонне, давая неверные представления о мировых ценностях, и его отношение к жизни наполняется предубеждениями и предрассудками. Основы искусств преподаются ему для того, чтобы он мог успешнее конкурировать в своем кругу, в своем профессиональном окружении. Умение читать, писать и элементарное знание арифметики считаются минимальными требованиями, плюс знание некоторых фактов истории и географии. Его вниманию представляют также кое-что из мировой литературы. Общий уровень культурной информации относительно высок, но искажен религиозными и национальными предубеждениями, которые внушаются подростку с ранних лет, но которые не являются врожденными. Мировое гражданство не акцентируется; ответственность перед окружающими систематически игнорируется; память развивается через запоминание несвязных фактов, большинство из которых не имеет отношения к повседневной жизни.

 

Наш стандарт цивилизованной жизни слишком высок с точки зрения собственности и слишком низок с точки зрения духовных ценностей или чувства разумной пропорции. Наша современная цивилизация не выдержит серьезного испытания своих ценностей. 

 

Ни церкви, ни наши системы образования не умели достаточно доходчиво представлять истину, чтобы устранить материалистическую тенденцию. Трагедия в том, что дети мира расплачивались и расплачиваются за наши ошибки. Война коренится в жадности; материальные амбиции мотивировали все нации без исключения; все наше планирование было направлено на такую организацию национальной жизни, чтобы во главе угла стояли материальная собственность, соперничество за власть, а также индивидуальные и национальные эгоистические интересы. Каждая нация внесла свой вклад в такое положение дел; чистых рук не было ни у кого, отсюда война. Человечество имеет склонность к эгоизму и врожденную любовь к материальному владению; они-то и породили нашу современную цивилизацию, которая именно поэтому и начинает меняться.

shkolnikiУровень культуры любой цивилизации определяется уважением и сохранением всего лучшего, что было создано в прошлом, а также оценкой и изучением искусства, литературы, музыки и творческой жизни всех наций прошлого и настоящего. Речь идет об очищающем влиянии этих факторов на нацию и тех ее представителей, которые имеют возможность (обычно финансовую) пользоваться ими и ценить их по достоинству. Обретаемые таким образом знание и понимание позволяют культурному человеку соотносить мир смысла (унаследованный от прошлого) с миром явлений, в котором он живет, и рассматривать их как единый мир – но мир, существующий для его индивидуальной пользы. Однако когда к уяснению нашего планетарного и расового наследия, творческого и исторического, он добавляет понимание духовных и моральных ценностей, он приближается к тому, чем и должен быть действительно духовный человек. По сравнению со всем населением планеты таких людей очень немного. Эти люди разбросаны по всему миру, но именно они гарантируют остальному человечеству его настоящие возможности.

Надо сказать, что, хотя весь мир стоит перед необходимостью перестройки, перед почти невозможной задачей спасения детей и молодежи мира, сегодня есть такие, кто занят организацией фондов для восстановления каменных церквей и реставрации древних зданий, требуя денег, которые так необходимы для излечения изувеченных тел, для исцеления психологических ран и для создания атмосферы сердечности, любви и понимания среди тех, кто не верит, что такие качества существуют!

 

Этические и моральные ценности в глазах детей, особенно в глазах юношей и девушек, выродились, а духовные ценности нуждаются в пробуждении. Однако есть твердые основания полагать, что такое духовное пробуждение уже происходит... 

 

Существуют два главных вида связующих взаимоотношений, которые необходимо культивировать и которые принесут в мир более тесное взаимопонимание. Это религия и образование. В этой главе мы рассматриваем фактор образования, который в прошлом оказался совершенно неспособным содействовать мировому единству (как доказала война), но который в будущем может играть мудрую руководящую роль.

 

Несомненно, образовательные системы наций должны определяться базовым единством задач, даже если единообразие методов и техник невозможно. Различия в языках, наследии и культуре всегда будут существовать; они образуют прекрасный «узор» человеческой жизни на протяжении веков. Но многое из того, что до сих пор мешало установлению правильных человеческих отношений, должно быть и будет устранено.

 

Неужели, к примеру, в преподавании истории мы вернемся к старым оценкам, когда каждая нация возвеличивала себя, зачастую за счет других наций, когда факты систематически подтасовывались, а основными вехами истории были войны? Это была история агрессии, развития материалистической эгоистической цивилизации, история, питавшая националистический, а, следовательно, обособляющий дух, усиливавший расовую ненависть и национальную гордость. 

 

Разве нельзя преподносить историю как развитие великих благих идей, которые обусловливали нации и сделали их тем, чем они являются? Подчеркивать творческий дух, отличавший каждую из них? Разве мы не можем полнее представлять великие культурные эпохи, которые – внезапно зародившись в какой-либо нации – обогащали весь мир и давали человечеству литературу, искусство и видение мира?

 

Педагоги, чувствующие нынешнюю благоприятную возможность, должны содействовать тому, чтобы был заложен здоровый фундамент для грядущей цивилизации; они должны поддерживать то, что является общим, универсальным по своему масштабу, правильным по своему изложению и конструктивным по своему подходу. Начальные шаги, предпринимаемые педагогами различных стран, неизбежно определят природу грядущей цивилизации. Они должны готовить почву для возрождения всех искусств и для нового свободного притока творческого духа в человека. Педагогам следует особо выделять те великие моменты человеческой истории, когда вспыхивала божественность в человеке, указывая новые пути мышления, новые способы человеческого планирования и тем самым навсегда изменяя течение человеческих дел. 

 

Две важные идеи следует немедленно включить в программу обучения детей в каждой стране. Это ценность индивидуума и единство человечества. <…> ценность индивидуума и существование того целого, которое мы называем человечеством, связаны теснейшим образом. На этом следует постоянно делать акцент. Эти два принципа, если им правильно обучать и усваивать их, обеспечат высокую культуру индивидуума и затем признание им себя составной частью человечества, несущей свою долю ответственности.